Те, кому интересно прошлое Кёнигсберга, не обойдут своим вниманием и бывшие городские ворота. Фридрихсбургские из сохранившихся доныне 7, пожалуй, самые внушительные. И величия не лишены при всей строгости постройки. Важно, что эти ворота, дорога через которые вела не в город, а в крепость Фридрихсбург, являлись не городскими, и что теперь они оказываются единственным из уцелевших с середины XVII века фрагментом бывшей крепости. Да и история ворот, ставших одной из ярких и самых заметных достопримечательностей Калининграда, полна событий, неожиданных поворотов и фактов, оставивших заметный след в судьбе исторического строения.
История строительства крепости Фридрихсбург
Неспокойная обстановка в начале 17 столетия, когда шведы с поляками устроили на территории Восточной Пруссии арену военных действий, сподвигла жителей Альтштадша, Кнайпхофа и Лёбенихта окружить водяным рвом и валом свои территории вблизи Королевского замка. Ведь сам он в период эволюции огнестрельного оружия уже заметно устарел как защитное сооружение. Вот и начали с 1626 года укреплениями огораживаться, разработкой которых занимался математик, профессор Альбертины Иоганн Штраус – тёзка признанного «короля вальсов». Через четверть века торговые городки уже окружала крепостная ограда с 9 воротами, с возведенными по углам 8 полубастионами и 26 бастионами.
А для крепостного строительства пришлось снова обратиться к ученым мужам. Профессор Кристиан Оттер, математик и архитектор, изобретший для постройки крепостей так называемую «Голландскую систему», выбрал место на пересечении бастионного вала с рекой и окружил квадрат крепости широченным рвом с водой и мостом через него. Он объяснил это примерно так: «Соседи, не постучав в дверь, не войдут, а бунтари укреплениями не смогут воспользоваться».
Означающие 3 средневековых городка каменно-земляные бастионы по углам назвали красивыми именами – Изумрудом, Жемчугом и Рубином, даже цветовые тона на гербах совпали с цветами камней, а Алмаз, символизирующий монархию, обозначил Кёнигсбергский замок. Из 3 равелинов по плану был построен только один. Внутри двора предусмотрено было все необходимое – комендатура с казармами на 150 человек гарнизона, амбары и цейхгауз для хранения продовольствия, обмундирования, оружия и снаряжения, мастерские, караульное помещение, а также кирха с гауптвахтой и 2 тюрьмы (для солдат и офицеров). Имелась и своя пивоварня. Крепость в составе Первых вальных укреплений являлась цитаделью.
Герцог Пруссии и курфюрст Бранденбургский даже пожертвовал собственной резиденцией ради замка-крепости, который должен был находиться на том же месте, считая, что лучше лишиться резиденции, чем трона. Одобрив проект своего придворного архитектора, он весомо изрек, что цитадель в случае обороны должна служить убежищем для гарнизона, бюргерам напоминать о силе и могуществе правителя, и что государство должно основываться на мече и науке, без прошлого, лишь с одним будущим.
Визит Петра Великого
Итак, по приказу Фридриха Вильгельма в 1657 году крепость была построена на берегу реки Pregel. Именем его и названа. А через 40 лет (в 1697 году) во Фридрихсбурге, как известно, побывал с Великим посольством во время дипломатической миссии по Европе царь Петр Алексеевич под видом урядника. Здесь и в Пиллау он под началом полковника фон Штернфельда постигал военные науки, по завершении даже аттестат получил, удостоверяющий, что Петра Михайлова, обученного делу бомбардирскому, почитать должно как «искусного огнестрельного художника». Потом по указу самодержца всероссийского были построены несколько фортеций на острове Котлин, для которых цитадель Фридрихсбург послужила образцом.
По свидетельству генерала-аншефа В.В. Фермора, когда русские войска вступили в Кёнигсберг во время Семилетней (1757-1763) войны, главнокомандующему армии были вручены ключи от крепостей Фридрихсбург и Пиллау.
Шли годы, и прогресс технический на месте не стоял. После модернизации городских укреплений и создания на ярусах вокруг Кёнигсберга позиций для артиллерии в 1852 году крепость была переустроена по задумкам Фридриха Августа Штюлера, придворного архитектора Фридриха Вильгельма IV и градостроителя Берлина. Включенная во II оборонительный обвод она стала считаться одноименным фортом. Изменились и ворота. Как и другие ворота города, сложенные из закаленного кирпича, они приобрели черты неоготики. По сторонам от портала с массивными дверями и надписью над аркой на немецком «Fort Friedrichsburg» и гербом с орлом – символом монархии в Пруссии в сооружении были устроены казематы для гарнизонной охраны, а украшением ворот стали зубцы парапетов с характерными для готической архитектуры ложными окнами.
В планах городского магистрата, решившего приукрасить Кёнигсберг, устаревший вальный обвод не вписывался в городской ландшафт. Земляные валы по проекту Касселя, выполнявшего обязанности и ландшафтного архитектора, огородили деревьями и кустарниками, превратив их в прогулочные променады с цветниками и «живыми» беседками. Кстати, по одной из крепостных дамб со стороны юго-востока ежедневно гулял Иммануил Кант, из-за чего одну из улиц поблизости даже назвали Философской дамбой. А пункты наблюдения бастионов стали обзорными террасами, с которых на крепостной ров и живописные окрестности открывались красивые виды.
Разрушение и преобразование территории
Fort Friedrichsburg, несмотря на приходящий в упадок пояс обороны, укреплялся и совершенствовался постоянно, оставаясь боеспособным, хотя за всю историю существования в боевых действиях ни разу не участвовал. Однако обводные сооружения, в начале прошлого столетия признанные министерством устаревшими, были проданы Горсовету Кёнигсберга, часть их пошла под снос. И форт Фридрихсбург, в 1910 году военным объектом быть переставший, постигла та же участь, рвы засыпали, заровняли валы с бастионами, ворота одни и остались.
Освободившаяся территория за 8,5 миллионов марок перешла к Deutsche Reichsbahn, где позже с офисом в воротах появилась грузовая станция, построен железнодорожный мост после прокладки путейных веток. Ворота с казармой с восточной стороны только лишь и остались.
Район форта в апреле 1945 года был подвержен бомбардировкам, постройки здорово пострадали. Потом в воротах размещались типография военного ведомства, за ней автоколонна, управление по реставрации, десяток киностудий, заготовительные и прочие конторы.
Реставрация и современное использование ворот
Только в 1960 году в СовМине РСФСР вышло постановление, согласно которому исторические ворота получили статус регионального памятника градостроительства и архитектуры и взяты государством под охрану. Но по факту ничего хорошего ничейному сооружению это не сулило.
Фридрихсбургские ворота, уже как общегосударственный культурный объект, реставрировать начали в 2002-м. Музеем Мирового океана они были взяты «под крыло» в качестве филиала через 5 лет, к нему же относится и двухъярусный мост через Преголю. Благодаря питерским, нижнегородским и калининградским специалистам ворота по ул. Портовой, 39А, приобретшие свой первозданный вид по завершении работ в 2011 году, дошли до наших дней.
Теперь в них «Корабельное воскресенье» – центр истории и культуры, экспозиция которого посвящена военному флоту России допетровского периода и кораблям, сделанным при Петре Великом, возрождению старинных судов и истории кораблестроения.
В залах музея можно увидеть навигационные приборы, есть раздел о затонувших кораблях. В специальных выступах с цветной подсветкой на подставках стоят модели кораблей. В одном из залов в формате 3D демонстрируется ролик, который рассказывает о достижениях судостроения разных времен. Из специальной книги через веб-камеру можно посмотреть не только описание судов, но и узнать об их создании.
А во дворе – комплекс «Лодейный двор», где возле реставрационной лаборатории находится множество различных лодок, созданных по старинным технологиям. Тут и приокская долбленка, и карельская кижанка, и чукотская байдарка, и германская прогулочная, лодки из Норвегии и Финляндии. Здесь же образцы подводной археологии. Он будто часть музейной судоверфи с кузнечным и прочими цехами.
Горожане имеют возможность Фридрихсбургские ворота посещать во время праздников и участвовать в мероприятиях в духе связанных с судостроением на Балтике морских традиций. А для туристов эта достопримечательность, занимательная эпизодами из прошлого, тонкостями архитектуры ворот и близлежащих строений, как прикосновение к истории в массе открытий. Посмотрите, не пожалеете!